top of page
ЛОГО2.jpg

ВЫСТАВКИ

"АКВАРЕЛЬНЫЙ МИР ВАЛЕНТИНА УТКИНА".

ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЁННАЯ 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИТЕКТОРА ВАЛЕНТИНА УТКИНА

Музей архитектуры им. Щусева, Москва, 2020 г.

"«Акварельный Мир Валентина Уткина» - выставка акварельных работ архитектора Валентина Ивановича Уткина, посвящённая 90-летию со дня рождения автора.
 На выставке были представлены работы, в основном, сделанные в период 60-ых годов "хрущёвской оттепели". Удивительно плодотворный для творческого искусства период до конца не изучен. Совокупность многих факторов привело, действительно, к созданию искусства бескорыстного и настоящего. В молодой архитектурной среде того времени возникает явление до сих пор незафиксированное в нашем историческом сознании – такого специфического вида искусства как акварельные зарисовки архитекторов.
  Валентин Иванович несколько выделялся из общей среды. «Жизнь прекрасна…» - любил повторять Валентин Иванович по поводу и без повода. Он выделялся своей внутренней свободой, знанием литературы и искусства, жизненной энергией, остроумием, а главное неудержимым восхищением красоты природы и архитектуры.
  Акварельная традиция продолжалась и в 60-ые и 70-ые годы. А потом, с появлением новых технологий, стала постепенно уходить. Сейчас, когда компьютер и рисует и проектирует и печатает ушла необходимость в умении рисовать. Архитектура уходит из территории искусства в область технологии. Современные архитекторы уже не рисуют акварели. И никто не будет больше так думать и так рисовать. Поэтому сейчас эти работы приобретают особый смысл.
 Акварели, представленные на выставке, пылились в темноте несколько десятков лет, а теперь их хочется показать людям."

Илья Уткин

БАННЕР

Баннер.jpg

ВЫСТАВКА АРХИТЕКТОРА И. Ф. МИЛИНИСА

Музей архитектуры им. Щусева, Москва, 2019 г.

БАННЕР

Баннер

ВИДЕО

"ДЕРЕВО ЖИЗНИ".

ПРОЕКТ ВЫСТАВОЧНОГО ПАВИЛЬОНА КОМПАНИИ "АРХИКАМЕНЬ"

Москва, 2011 г.

temp.jpg

“АРХИКАМЕНЬ”

“ДЕРЕВО ЖИЗНИ”

“Человеческий гений,

Соединив вместе архитектуру и камень,

Дал жизнь историческому дереву архитектуры.

И мы наслаждаемся его кроной и ветвями.

И оно живо до сих пор.

Его жизнь и рост - бесконечный творческий процесс.

И дерево даёт нам новые плоды - плоды творческих фантазий.

Нужны всего лишь - архитектура и камень.”

 

Илья Уткин

ВЫСТАВКА "СТРАТИГРАФИЯ ЗЕМЛИ"

Венеция, 2000 г.

ПРОЕКТ "КУКЛА"

Москва, Центральное Телевидение, 2000 г.

kukla.jpg

ПРОЕКТ "КАПСУЛА ВРЕМЕНИ"

New York Times, 1999 г.

    Первая надпись крайне важна, и она находит себе достойное место на поверхности объекта. Надписи, которые появляются вслед за ней, должны учитывать ее местоположение. Всем последующим надписям приходится искать свободное место. Новые надписи, накладываясь друг на друга, постепенно создают причудливую сеть. "Патина времени" тоже оставляет свой след. От слоя к слою, все дальше вглубь Времени, объект становится все более прекрасным и таинственным. Время здесь - главный художник.

     Илья Уткин

 

P.S.  Гравюры серии «Глубина Времени» существуют в единственном экземпляре, как оригиналы, и должны рассматриваться как единый объект. Все восемь листов были напечатаны одной пластиной, которая покрывалась новыми надписями при создании каждого следующего слоя.

ВЫСТАВКА "МЕЛАНХОЛИЯ"

Галерея "Риджина", Москва , 1995 г.

  «СТРАТИГРАФИЯ МЕТРОПОЛИСА» В РОССИЙСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ, 

НА 7-Й АРХИТЕКТУРНОЙ БИЕННАЛЕ в Венеции, 2000

Уткин И.В., Феногенов В.И., Марковская Е.М., Душкина Н.О.

 

  "Тему биеннале «Города. Меньше эстетики, больше этики» избрал директор выставки итальянец Массимилиано Фуксас. Куратором русского павильона был назначен архитектурный критик Григорий Ревзин, который в рамках своей концепции «Руины рая». представлял выставку работ архитектора Михаила Филиппова и Ильи Уткина.      Моё появление на биеннале прежде всего связано с выставкой «Меланхолия» 1995 год в галерее «Риджина». Основой выставки были сто фотографий, сделанные в Москве, ждущей перемен начала 90-х годов. Темой выставки были «Руины». Это было созерцание красоты умирания старой Москвы, рождающее грустные мысли о гибели культуры уходящего столетия, о непреходящих ценностях бытия. Через визуальные композиции уныния и хаоса проглядывала главная тема – ностальгия по культуре, тема личного отношения современного человека к судьбе наследия. На свой призыв «Меньше эстетики, больше этики» Фуксас дал ответ своей экспозицией в павильоне «Арсенал». В ней новые технологии и современная архитектура спасали погибающий мир. Поэтому почти все международные павильоны просто показывали всё новое, что у них было. Выставлены были новые компьютерные технологии моделирования и бесконечное количество фантастических архитектурных форм. Нужно отметить, что экспозиция «Русского павильона» воинственно спорила с общей концепцией. В архитектуре понятия этики и эстетики должны быть неразрывно связаны между собой, а современная архитектура, подчас захватывая мировое пространство, разрушает историческую среду и памятники архитектуры. Этическое отношение к культурному наследию была темой моей экспозиции под общим названием «Стратиграфия метрополиса». Она располагалась в нижней части русского павильона. В одном зале была часть выставки «Меланхолия», в другом была инсталляция «Кора земли», представляющая собой тяжелую каменную глыбу с награвированным на ней планом Москвы – пласт земли как произведение искусства, вырезанный из центра города. И инсталляция «Монумент времени», состоящая из 8 офортов и самой офортной доски, с которой они были сделаны. Проект заключался в постепенном, послойном заполнении поверхности надписями, используя слово как нематериальный символ памяти. Слой за слоем слова накладывались друг на друга, становились неразличимыми. Все оттиски, как символы памяти своего времени, сделаны в одном экземпляре и неповторимы. Сама офортная доска – олицетворение тверди земли, пространства города и одновременно «Монумент времени», на котором каждый человек хочет оставить свой след. А камень – это «Кора земли, на которой оставило свой след время Великих Эпох и Великих Утопий. При взгляде «сверху» сливаются все масштабы, исчезают различия в архитектурных стилях, суета и споры. Взгляд скользит по самой поверхности плана, напоминающего красоту гравировальной доски. Кажущийся хаос линий, неправильность и руинированность форм
создаёт прекрасный рисунок, неповторимый в своем своеобразии. Рисунок бесконечно прекрасной и дорогой земли."

Илья Уткин

ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИТЕКТОРА А. Н. ДУШКИНА

Москва, Музей им. Щусева, 2004 г.

Душкина Н.О., Чепкунова И.В., Уткин И.В., Марковская Е.М.,

Николаева Д.В., Феногенов В.И., Егорова Л.С.,Пересветова Е.Е.

  "Выставка готовилась в напряжённой атмосфере московских событий весны 2004 года. События были связаны с серьёзными потерями памятников архитектуры по вине московских властей. За последние несколько лет Москва превратилась в новостройку, историческая архитектура явно мешала этому процессу, и она быстро исчезала на глазах. Но последние события всколыхнули всю общественность. Был снесён «Военторг», снесена гостиница «Москва» и каплей, переполнившей чашу терпения, был поджог «Манежа». На пресс-конференции «Круглого стола», перед открытием выставки,
было зачитано «Открытое письмо» культурной общественности к российским властям, посвящённое этой теме. Было отмечено, что наследие Алексея Николаевича Душкина тоже находится под угрозой уничтожения. Станция метрополитена «Маяковская» в аварийном состоянии, а универмаг «Детский мир» готовится под снос. На фоне полной безнаказанности московских властей, бездействия культурных общественных организаций и молчания СМИ проходила выставка «К 100-летию со дня рождения А.Н. Душкина». Концепция экспозиции складывалась из патриотических эмоций, хотелось показать, что у нас есть чем гордиться и есть что защищать, а целью экспозиции было показать одарённость и силу творческой личности А.Н. Душкина , показать, что значит созидательный процесс архитектурного творчества, показать проекты и постройки автора, которые могут быть причислены к наследию мировой культуры. Экспозиция была развёрнута в главной анфиладе музея архитектуры им. Щусева. Здесь только что была закончена реставрация. Идея сценария была в том, что зритель, войдя в анфиладу, был поражён масштабом замыслов и красотой открывающихся перспектив, а переходя из зала в зал, чувствовал, что находится не в музее а в реальной мастерской живого художника-архитектора. Необходимо было сделать современное выставочное освещение. Спонсором тогда выступила компания Владимира Гинзбурга «ЕкоПрог» и прекрасно сделала свою работу. Компания Алексея Марусева «Архикамень» так же помогла сделать специальную мебель для «мастерской художника». Это были огромные столы и мольберты. В последнем зале анфилады размещалась экспозиция, посвящённая «Детскому миру». Тогда борьба только начиналась."

Илья Уткин

bottom of page