top of page
u-studio

ФАСАДЫ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К СОФИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

г. Москва, Софийская набережная, вл. 4 стр. 1, вл. 6 стр.1, вл. 8 стр.1, 3, вл. 10 стр. 4, 5, 6,

Болотная площадь, вл. 14

Совместно с "Сергей Скуратов и партнёры"

2017 - 2019 гг.

1.jpg

АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФАСАДОВ КОМПЛЕКСА

СТИЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ

СТИЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ ФАСАДОВ


   Образное решение стиля фасадов сложилось, в основном, от изучения материалов исторической застройки Софийской набережной. В районе Болотной площади исторически располагались складские и производственные здания, велась интенсивная торговля рядом с главной водной артерией Москвы - Москвы-реки. Вытянутые складские корпуса имели регулярный ритм оконных проёмов и железную скатную кровлю. Отделочные материалы, которые использовались в строительстве были так же традиционные: Это был кирпич и белый камень. Эти материалы мы используем в проекте нового жилого комплекса. В 19 веке производственный характер набережной начинает меняться. На набережную узкой полосой выходят особняки, богато украшенные лепниной. Появляются дома с интересными авторскими решениями фасадов. Так, постепенно, к началу 20-го века, в результате исторических наслоений, складывалась существующая смешанная застройка. 
     За основу архитектурного  решения всего комплекса взята композиция из четырёх вытянутых корпусов. Фасады имеют ритмичный рисунок оконных проёмов. Четыре корпуса разные по рисунку деталей и пропорции камня и кирпича имеют общий стиль. Первый, и главный по репрезентативности корпус, выходящий на Болотную площадь, решён целиком в камне. Второй корпус имеет каменный фасад, выходящий на Каменный Мост. Внутренний корпус - из кирпича с каменными лоджиями. Третий корпус - целиком кирпичный расположен внутри двора. А четвёртый корпус имеет смешанную фактуру фасадов, где поровну кирпича и камня. Такое решение, по мнению авторов, позволяет органично вписаться в существующий архитектурный контекст. Репрезентативная ценность фасадов создаётся орнаментальным современным декором. В основе рисунка лежит византийский орнаментальный стиль, отличающий русскую архитектуру от европейской классики. В ограждении балконов применены кованый металл и чугунное литьё. 
      Таким образом,  архитектура фасадов построена по традиционным классическим канонам ритма и пропорций, она также имеет современное решение в общей планировочной структуре, имеет современные витражи и оконные проёмы. А в декоративном образе несёт в себе память о русском зодчестве.

                                                                                                                       

 

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Корпус №3


На примере корпуса №3 можно проследить логику архитектурно композиционного решения.

      Корпус №3 имеет прямоугольную форму и находится в центральной части общей композиции всего комплекса. Все окна дома выходят во внутренний двор. Четыре фасада корпуса образуют с окружающими домами внутреннюю улицу. В архитектурную задачу входило создать уютный образ московской исторической малоэтажной застройки. Оно зиждется на разнообразии фасадных решений и композиций с различных видовых точек. Основная роль в решении этих задач отводится отделочным материалам и сочетании их качества и формы поверхностей, цветовому сочетанию друг с другом. 
      Восточный фасад выходит на общественную территорию на улицу, которая служит главной композиционной осью в сторону московского Кремля, с видом на колокольню Ивана Великого. Первый этаж занимают дорогие магазины и художественные галереи. Фасад целиком выполнен из белого камня. По качеству - это мраморовидный известняк тёпло-серого цвета, традиционного для исторической московской архитектуры. Ценность отделки достигается разнообразием обработки поверхностей. Цокольный камень имеет матовую поверхность (лощёный). Рустованная часть фасада, образующая широкие пилоны на поверхности, имеет частые вертикальные борозды округлой формы. Первый этаж завершает узорчатый карниз-бордюр, который состоит из триглифов и треугольного орнамента (поверхность пилёная матовая). Фасад, продолжающий "тему" пилонов выше первого карниза, имеет более мелкий руст и менее "брутальную" вертикальную просечку поверхности. Балконные пилястры сочетают чередующиеся плоские камни (поверхность «ватеджет») и каннелюры трапециевидной формы. Оконные профили дерево-алюминиевые. Внутри - дубовые, снаружи - из анодированного алюминия тёмно-серого цвета. Стёкла окон прозрачные изнутри, чуть затемнённые снаружи.
     Балконные ограждения третьего этажа выполнены из наборных фигурных элементов чугунного литья (цвет - серый чугун). Ограждение четвёртого этажа выполнено из армированного искусственного камня, не отличимого по цвету и поверхности от естественного материала. Завершает парадный фасад - наборный каменный карниз из треугольных бордюров различной величины в общей модульной сетке (поверхность - матовая пилёная). 
Южный фасад обращён в сторону окон квартир Корпуса №1. Поэтому окна квартир Корпуса №3 выведены на восточный и западный фасады. Несмотря на то, что на фасаде практически нет оконных проёмов, фасад не кажется скучным и монотонным. Он разделён  на две части. Одна часть продолжает тему каменного восточного фасада. Другая стена, кирпичная - продолжение темы западного фасада. 
    Западный фасад корпуса №3 и восточный фасад корпуса №2 образуют закрытое приватное пространство для жильцов. В этом пространстве есть общий променад – сад, откуда можно попасть во входные группы этих домов. Западный фасад корпуса№3 имеет развитую пространственную структуру. Цокольная часть имеет заглублённые террасы, образуя частную территорию. Три входных портала выдаются вперёд, разделяя частную территорию на участки. Фасад имеет горизонтальное двухчастное деление. Нижнюю цокольную часть фасада объединяет то, что она выполнена из белого камня. Орнаментальное решение этой части стены выполнено в виде рустованных пилонов. Богатство рисунка создаёт разная фактура поверхностей камня.
    Камни с мелкой вертикальной просечкой чередуются с камнем, рисунок которого выполнен в виде крупных каннелюр. Орнаментальные полосы чередуются с гладким архитектурным профилем. Верхняя часть фасада выполнена из композиции коричневого лицевого кирпича и каменных архитектурных деталей. Этот кирпич, сам по себе, имеет богатую фактуру в простой кладке. Мы намеренно усложняем рисунок кладки для достижения максимального результата богатства формы. Сначала кирпичные пилоны выкладываются рустом, потом чередуются с бордюрами, а на месте стыка с карнизом декорируются каменной резной вкладкой. Кирпичный карниз выполнен из разных горизонтальных кирпичных бордюрных наборов. Сочетание крупного бордюрного рисунка с мелким, ступенчатые выступы плоскостями и углами дают богатый рисунок общей формы завершающего карниза.
   Северный фасад корпуса №3 обращён в сторону кремлёвской набережной и виден со стороны Кремля, где исторически была малоэтажная застройка. 
Архитектурно фасад решён в виде композиции разноэтажных жилых домов.
   Сочетание кирпича и камня помогают нам в этом решении. Визуально читаются два разноэтажных здания. Каменный дом немного у́же кирпичного. Трёхэтажная часть дома выступает вперёд, образуя террасу для верхнего этажа четырёхэтажной части. Кирпичный фасад отдалён уступами от каменного. Эта пространственная композиция объединена единым цоколем и поясами единообразных бордюров. Композиция нарочито асимметричная. Такое решение не подавляет и не разрушает, но позволяет достойно вписаться в общую композицию окружающей застройки.

 


Илья Уткин

bottom of page