ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС С ПОДЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКОЙ
г. Москва, Соймоновский пр, д. 3
2020 г.
Конкурсный проект
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПРОЕКТУ
В начале 80-ых годов волею судьбы я некоторое время жил на Остоженке. Здесь начиналась моя семейная жизнь, проходило возмужание и созревание мировоззрения. Наша с Ленкой комната в коммуналке находилась на 4-ом этаже в доходном доме Волконских, что напротив церкви Ильи Обыденного. Тут родились две мои старшие дочери. Потом квартира превратилась в архитектурную мастерскую, где с Сашей Бродским мы делали конкурсные проекты, а вечером это место становилась весёлым местом встреч друзей и знакомых! Это счастье продолжалось до 86 года пока нас по советским законам не выселили в Ясенево, совершенно в другую страну в другой непонятный для нас город…
Так вот, я застал ещё нетронутую «реновацией» Остоженку и сумел насладиться её красотой! Улица называлась Метростроевская, начиналась она от бассейна «Москва» и кончалась бассейном «Чайка». Справа, до Кропоткинской, и слева, до Москвы-реки, бала сплошь историческая застройка с уютными двориками и вполне ещё старая живая Москва. С её запахами и бельём на верёвках. И в отличие от новостроек была очень зелёной и тихой. Вся жизненная суета проносилась куда-то мимо. Конечно, уже тогда было ясно, что этот кажущийся мне рай - ненадолго. Уже попадались выселенные дома с выбитыми стёклами окон. И коммуналки слишком были перенаселены. И уж слишком романтичными казались эти дворы, заросшие старыми тополями и безумно красивыми кирпичными стенами. Запахи ванили фабрики «Красный Октябрь»… Булочки с маком в булочной на углу… да, всё это, конечно, важные детали.
Но если говорить серьёзно, то характер места определяет, всё же, архитектура. Говоря архитектурным языком - в центре композиционной основы Остоженки лежит Зачатьевский монастырь, который примыкает к линии застройки улицы. Белые Палаты, которые ближе к Пречистенке, и та часть города, которая окончательно сложилась в конце XIX века, где среди двух-трех-этажной застройки вырастают доходные дома в 4-5 этажей в модных тогда стилях: Пожарский переулок – неоклассика, 1-й и 2-ой Обыденский переулок – с характерными чертами модерна, вытянутыми вверх формами. Главными жемчужинами этого стиля стали «Дом Перцовой» архитектора Н. Жукова и дом архитектора Л. Н. Кекушева. Это всё так. Но я бы отметил, что наибольшее влияние на образ и настроение места в этом ансамбле оказал доходный дом Я. М. Филатова, архитекторов Р. Нирнзее, В. Дубовского, Н. Архипова («Дом под рюмкой»). Дом с чертами неоготики и немецкого романтизма подчиняет себе окружающее пространство, не конфликтуя с окружением. Эта особенность редкая. Можно сказать, что рядом с настоящей архитектурой останавливается время, это чувство необъяснимое, в котором вдруг проскакивает мгновение счастья. Это то, что я тогда испытал в далёком 1980 году.
Подходя к проектированию жилого квартала на Соймоновском проезде я не буду скрывать, что проектировал архитектуру именно с этим ощущением.
Я не стану рассказывать об особенностях планировочных решений, а скажу лишь о том, что мне казалось важным подчеркнуть в общей архитектурной композиции комплекса.
Начнём с того, что пятно застройки слишком велико, чтобы на нём стоял один дом. Поэтому, визуально, квартал должен состоять из ряда (так называемых исторически) доходных домов, чтобы не разрушать сложившийся исторический образ застройки, что, также, для меня очень важно. Готические мотивы появляются неспроста. Их можно успешно использовать для усложнения образов архитектуры пентхаусов - так называемых, своеобразных «усадеб» на крышах. Тут есть психологическая отсылка и уважение к патриархам места.
Важно соблюдать историческую красную линию застройки и регламентную высотность. Масштаб дома - это не только высота и пропорции, но и размер оконного проёма. Стиль архитектуры должен быть дружественным нашему историческому образу квартала. Не должны контрастировать с окружающей застройкой и облицовочные материалы фасадов.
Мне кажется, что я точно знаю, как должен выглядеть дом или город, и это может быть признак высокого профессионализма, а может быть признаком старости…
Илья Уткин